Краткая история медико-биологического факультета Воронежского государственного университета

Страничка находится в стадии разработки.

 

История медико-биологического факультета начинается вместе с переездом в Воронеж части сотрудников и студентов университета из г. Юрьева (Тарту).

18 мая 1918 года Большая государственная комиссия по просвещению вынесла постановление: «Считать необходимым учреждение университета в г. Воронеже, для чего использовать имущество и свободный персонал эвакуированных университетов». В июле того же года поездами специального назначения из Юрьева в Воронеж прибыли профессора, преподаватели, обслуживающий персонал и около 800 студентов. А 12 ноября 1918 года в Воронежском университете начались учебные занятия на четырёх факультетах: медицинском, физико-математическом, историко-филологическом и юридическом.

В рамках физико-математического факультета функционировали три биологических кафедры: зоологии (зав. – проф. К.К. Сент-Илер), зоологии и сравнительной анатомии позвоночных (зав. – проф. И.И. Шмальгаузен) и ботаники (зав. – проф. М.С. Цвет). Число студентов в этот период не превышало 40 человек.

В сентябре 1920 года при Воронежском университете был создан рабочий факультет (рабфак) с тремя отделениями: техническим, биологическим и экономическим. Рабфак начал действовать в качестве автономного управлявшегося учреждения. На новом факультете были собственные программы, отдельное финансирование и преподавательский состав. Обучение было четырёхлетним. Рабфак был призван помочь малограмотной бедноте и красноармейцам подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения страны.

В 1924 году физико-математический факультет был реорганизован в физико-математическое отделение педагогического факультета. Слияние проходило поэтапно и полностью завершилось лишь в 1926 году.

В период с 1924 по 1928 год в Воронежском государственном университете имелось лишь два факультета – педагогический с 4-летним сроком обучения и медицинский с 5-летним сроком обучения.


Первый отряд рабоче-крестьянской интеллигенции первого выпуска педагогического факультета
Воронежского государственного университета, 1924 год
(в центре декан педагогического факультета, профессор К.К. Сент-Илер).

В 1925 году при Воронежском университете был создан первый Научно-исследовательский институт, который стал разрабатывать проблемы естествознания, математики, физики и химии, а также вопросы краеведения. В состав института из биологов были предложены: В.И. Иванов, Б.А. Келлер, К.К. Сент-Илер, Я.П. Щелкановцев, Л.Г. Раменский, С.Е. Пучковский. В результате выборов директором Научно исследовательского института стал профессор К.К. Сент-Илер. Научными сотрудниками из биологов стали Н.И. Николюкин, В.И. Бухалова, В.И. Лащевская и др. При Научно-исследовательском институте была открыта аспирантура.

В 1927 году в качестве учебно-вспомогательных учреждений педагогического факультета значатся следующие биологические структурные подразделения: Ботанический институт (зав. – проф. Б.М. Козо-Полянский), Почвенно-геоботанический кабинет (зав. – доц. Л.Г. Раменский), Зоологический музей с лабораторией (зав. – проф. К.К. Сент-Илер), Институт сравнительной анатомии и эмбриологии животных (зав. – асс. Н.И. Николюкин). Эти институты объединялись в Научно-исследовательский институт при Воронежском государственном университете.

В 1930 году началась очередная крупная реорганизация – из Воронежского университета был выделен медицинский факультет, который получил самостоятельный статус и стал Воронежским медицинским факультетом. С сентября 1930 года в Воронежском университете стал функционировать химико-биологический факультет.

В 1931 году на основе педагогического факультета Воронежского университета был создан Воронежский педагогический институт. Новому институту власти отдали учебный корпус, располагающийся на проспекте Революции, 24. Кроме того, педагогический институт получил от Воронежского университета часть оборудования.

Последствия отделения педагогического факультета в самостоятельный институт не замедлили сказаться. К началу нового 1931–1932 учебного года в Воронежском университете оставался лишь один химико-биологический факультет. Затевалась новая волна реорганизаций. Секретариат обкома ВКП(б) ЦЧО 2 июля решил судьбу вуза. Постановление предусматривало новую структуру – университет должен был состоять из девяти отделений. На деле же их было открыто лишь пять: механико-математическое, физическое, химическое, зоологическое и ботаническое. В этом же году на эти направления был осуществлён набор студентов. Химико-биологический факультет в ходе этих преобразований был упразднён.

В 1933 году в ходе новой реорганизации в Воронежском университете вместо пяти имеющихся отделений были созданы три факультета: физико-математический, биологический и химический.

Деканом биологического факультета стал профессор Б.М. Козо-Полянский. Первое время факультет состоял из двух структурных единиц: кафедры ботаники во главе с профессором Б.М. Козо-Полянским и кафедры зоологии во главе с профессором К.К. Сент-Илером.

Одновременно с этим были организованы почвенный и зоологический музеи. В 1931–1932 гг. приём студентов был расширен до 80 человек, а в дальнейшем студенческие контингенты росли из года в год. К 1941 году число студентов возросло до 307 человек.

С 1931 по 1941 год факультет постепенно развивался, происходило открытие новых кафедр. В 1931 году оформились кафедра энтомологии (зав. проф. Я.П. Щелконовцев, а позже – доц. Н.Н. Конаков) и кафедра гистологии и эмбриологии (зав. – проф. С.Е. Пучковский). В 1932 году из кафедры высших растения выделилась кафедра низших растений. В 1933 году возникли кафедра физиологии растений, кафедра генетики и кафедра физиологии животных. В 1935 году организована кафедра зоологии позвоночных животных. Кафедра гистологии и эмбриологии перешла на положение кабинета при ней.

К 1937 году факультет имел два солидных музея: эволюции растительного мира (1 тыс. монтированных объектов) и эволюции животного мира (более 3 тыс. экспонатов), две биологические станции («Жировский лес», «Ковда»), реликтовый заповедник «Галичья гора» и ботанический сад площадью 80 га.

Расцвет деятельности факультета, как и университета в целом, был прерван вероломным нападением на нашу Родину 22 июля 1941 года немецко-фашистских захватчиков. Студенты и значительная часть сотрудников ушли на фронт. Многие из них пали смертью храбрых – доценты К.К. Зажурило и Б.А. Свердлов, старший научный сотрудник Ф.С. Марфин, сотрудник М.В. Вильчек, лаборант К.Е. Бочаров и другие. От бомбардировок с вражеских самолётов погиб весь коллектив ботанического сада – 20 человек.

Немецкие войска, оккупировав территорию Воронежа, за время войны сожгли учебные корпуса, разграбили оборудование, разрушили все сооружения и значительную часть насаждений ботанического сада и биологической станции. В зоологическом и ботаническом музеях погибли уникальные экспонаты, в лабораториях – редчайшие коллекции и конструкции, составлявшие результат жизни и творчества целого коллектива учёных.

Период 1941–1943 гг. приходится на эвакуацию, связанную с Великой Отечественной войной. Университет был эвакуирован в г. Елабуге. Уже в первый год работы в условиях эвакуации в г. Елабуге, куда постепенно съезжались научные силы факультета, профессора и преподаватели принялись за создание новых лабораторий. Во время эвакуации университета в Елабугу туда прибыли следующие преподаватели факультета: проф. И.Н. Журавлев, проф. Д.Ф. Петров, проф. Н.Х. Флеров, проф. А.М. Сигрианский, доц. И.А. Руцкий, доц. В.И. Бухалова, доц. А.Ф. Щербина, доц. Н.Д. Постникова, асс. А.И. Федосеева, асс. К.А. Еремич.

Основой для продолжения работы в эвакуации послужило небольшое имущество, полученное от закрывшегося в то время в г. Чистополе Учительского института; некоторую помощь оказали также кафедры Елабужского учительского института, Казанский университет и филиал Ленинградского, который часть своего имущества эвакуировал в Елабугу.

Бедность оборудования не помешала, однако, организовать учебную работу в новых условиях почти на всех кафедрах с самого начала 1942–1943 учебного года, что в свою очередь послужило стимулом к тому, чтобы материальная база факультета и во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период росла и укреплялась. Этому в значительной мере способствовал постоянный рост числа студентов, который, несмотря на тяжёлые условия военного времени, из года в год увеличивалось.

Возрождение кафедр факультета пошло особенно быстро после реэвакуации университета в Липецк и Воронеж в 1943–1944 учебном году и победоносного завершения Великой Отечественной войны в 1945 году.

С 1944 г. идёт восстановление университета и биологического факультета. В 1945–1946 учебном году факультет получил под лаборатории небольшие помещения (1–2, редко 3 комнаты на кафедру). Кафедры быстрыми темпами восстанавливали специализированную мебель, учебное и научное оборудование, накапливали раздаточный «полевой» материал и т. д. Особенно успешно пополнялось основное оборудование, оптика и специальная аппаратура, которыми в минимуме уже были снабжены все кафедры. Так же обстояло дело и с учебными таблицами, учебниками и текущей периодической литературой. Рост материальной базы факультета и наличие профессоров и преподавателей позволили скоро в полном объёме развернуть учебную работу по подготовке молодых специалистов-биологов, исследователей и учителей средней школы, а также организовать исследовательскую работу преподавательского коллектива факультета.

В 1949 г. создаётся кафедра почвоведения (перевод с геологического факультета, зав. – проф. П.Г. Адерихин), образуются почвенное отделение. Факультет стал именоваться биолого-почвенным.

Увеличение числа кафедр при прежнем контингенте приёма приводило к излишней раздробленности коллектива факультета, которое не могла не отражаться на его работе, особенно научно¬ исследовательской. Встал вопрос об укрупнении отдельных кафедр путём их слияния.

В период 1950–1955 годов были объединены: кафедра морфологии и систематики высших растений и кафедра низших растений; кафедра зоологии позвоночных и кафедра зоологи и беспозвоночных животных; кафедра дарвинизма и генетики растений – с кафедрой физиологии растений. На факультете стало работать шесть кафедр: морфологии, систематики и географии растений, зоологии, дарвинизма и физиологии растений, физиологии человека и животных, почвоведения, агрономии.


Профессора биолого-почвенного факультета подписываются
под обращением Всемирного Совета Мира, 1951 год.
Слева направо: Б.М. Козо-Полянский, К.В. Скуфьин,
Н.И. Якушкина и И.И. Барабаш-Никифоров.

В 1962 г. были организованы кафедра зоологии позвоночных (зав. – проф. И.И. Барабаш-Никифоров) и кафедра зоологии беспозвоночных (зав. – проф. К.В. Скуфьин).

В 1963 году ректор Воронежского госуниверситета, профессор Б.И. Михантьев пригласил для организации на биолого-почвенном факультете кафедры биофизики канд. биол. наук, доцента кафедры физиологии человека и животных Львовского госуниверситета Ивана Антоновича Медяника (зав. кафедрой), а также Юрия Артемьевича Жукова на должность старшего преподавателя и Владимира Павловича Шмелева доцентом кафедры биофизики. В 1963 году кафедра биофизики имела 5 сотрудников, в том числе и старшего лаборанта Юлию Васильевну Алексееву, и 9 студентов.


Заведующие кафедрами биолого-почвенного факультета в 1966 году.
Первый ряд: проф. И.А. Руцкий, проф. Н.С. камышев, проф. И.И. Барабаш-Никифоров,
проф. _____; второй ряд: _____, проф. А.А. Землянухин, ______, проф. С.И. Машкин;
третий ряд: проф. К.В. Скуфьин и ______.

В 1996 г. на биолого-почвенном факультете была организована кафедра аналитической и медицинской биохимии и микробиологии (зав. – проф. Т.Н. Попова).

В 2007 г. на факультете была открыта специальность «Экология», которую обеспечивает кафедра экологии и земельных ресурсов (зав. – проф. Т.А. Девятова).


Заведующие кафедрами биолого-почвенного факультета в Зоологическом музее ВГУ.
Первый ряд: проф. Т.Н. Попова, проф. С.П. Гапонов, проф. Т.А. Девятова, проф. О.П. Негробов;
второй ряд: проф. В.Г. Артюхов, проф. Г.А. Вашанов, проф. В.А. Агафонов, проф. В.Н. Попов, проф. А.Т. Епринцев, проф. Д.И. Щеглов.

В 2016 году Учёный совет Воронежского государственного университета принял решение преобразовать биолого-почвенный факультет в медико-биологический факультет. Основанием для данного решения стало открытие в 2016 году на факультете трех отлицензированных специальностей по фундаментальной медицине, которые являются уникальными для центрального Черноземья – «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика».

Медико-биологический факультет - открытие медицинских специальностей, 2016 год.

В настоящее время медико-биологический факультет обладает всей необходимой инфраструктурой, необходимой для обеспечения качественного теоретического и практического обучения будущих биологов, экологов, почвоведов и специалистов медицинского профиля.

Факультет обладает множеством структурных подразделений, в том числе лабораториями моделирования биологических процессов, микробиологическими и вирусологическими лабораториями, лабораториями гистологии, анатомии и морфологии, виртуальным (симуляционным) обучающим центром.

На факультете имеется несколько музеев, которые также задействованы в учебном процессе и являются центрами просветительской деятельности: Зоологический музей им. Проф. И.И. Барабаш-Никифорова, Музей растительного покрова Центрального Черноземья им. проф. К.Ф. Хмелева, Почвенный музей им. Проф. П.Г. Адерихина. В 2015 году на факультете был открыт анатомический музей, в котором представлено более 200 препаратов по нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии. Анатомический музей – это уникальная учебная база для будущих специалистов медицинского профиля.