Программа общеразвивающая дополнительного образования

"Ландшафтный дизайн и основы проектирования"

 

Цель программы: получение и углубление теоретических и практических знаний по вопросам разработки и воплощения проектов ландшафтного дизайна для улучшения комфортности окружающей человека среды.

Цель курса: профессиональная подготовка специалистов в области зеленого строителства и благоустройства частных землевладений.

В результате освоения образовательной программы обучающийся дожен

знать:

- базовые понятия из области биологии, экологии, географии, почвоведения;

- основные признаки организации растений в экосистемах;

- основы биологического разнообразия, требующиеся для стабильного функционирования экосситем разного уровня;

уметь:

- составлять ландшафтный проект;

- самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

- самостоятельно работать со спеиальной литературой;

иметь навыки:

- применения технологий выращивания посадочного материала декоративных культур;

- проектирования, создания и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры;

- распознавания о морфологическим признакам рода, виды и сорта овощных, плодовых, лекарственных, эфирномасличных и декоративных культур.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОП ПРОГРАММЫ

"ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ"

Агафонов Владимир Александрович

Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ботаники и микологии Воронежского государственного университета

Модули программы - Основы дендрологии, Цветоводство

Копаева Юлия Николаевна

Ландшафтный дизайнер компании "Black WoodHouse".

Модули программы - Декоративное садоводство, Основы ландшафтной композиции, Ландшафтная и архитектурно-планировочная организация участков, История ландшафтного искусства

Казьмина Елена Сергеевна

Ассистент кафедры ботаники и микологии Воронежского государственного университета

Модули программы - Основы дендрологии, Цветоводство, Основы почвоведения

Мелькумов Гавриил михайлович

Кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и микологии Воронежского государственного университета

Модули программы - Защита растений

Чернышова Татьяна Николаевна

Ведущий биолог музея "Растительный покров Цеетрального Черноземья" им. К. Ф. Хмелёва кафедры ботаники и микологии Воронежского государственного университета

Модули программы - Основы дендрологии, Цветоводство, Основы почвоведения, Декоративное садоводство, Основы ландшафтной композиции, Ландшафтная и архитектурно-планировочная организация участков, История ландшафтного искусства

 

Программа включает несколько разделов:

1. ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА (20 часов).

Темы лекций:

1.1. Садово-парковое искусство древних цивилизаций (2 часа).

- Композиционно-планировочные каноны садового искусства Древнего Египта. Садово-праковое искусство Древней Греции и Древнего Рима. Амфитеатры. Гармония форм. Атриум. Сад-крист.

1.2. Сады средневековья (2 часа).

- Монастырские сады. Тип сада испано-мавитанский. Патио. Альгамбра. Ансамбль Генералиф.

1.3. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Пейзажные парки Европы (2 часа).

- Эмоциональная направленность парков. Принципы китайских мастеров. Содержание Японского сада. Парк Стоу в Англии.

1.4. Итальянские сады эпохи Возрождения. Голландские сады. Садово-парковое искусство Франции (2 часа).

- Регулярная планировка итальянских садов. Водные устройства. Голландские сады в стиле барокко. Кружевные партеры-бродери. Версаль.  

1.5. Садово-парковое искусство России (2 часа).

- Летний сад. Петергоф. Павловский парк.

1.6. Современное садово-парковое искусство (2 часа).

- Общественные парки. Ландшафтная мода.

Лабораторные работы:

- Разработка алгоритма описания исторического сада (2 часа).

- Зарисовки. Изучение планов современных садов (2 часа).

 

2. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ (12 часов).

Темы лекций:

2.1. Наука почвоведение. Общие вопросы почвоведения. Понятие о почве (2 часа).

- Предмет, цели и задачи науки. Объект исследования. Разделы почвоведения. Взаимосвязь с другими науками. Этапы развития науки. Роль русских ученых в становлении науки о почве. В. В. Докучаев – основоположник современного генетического почвоведения. Почва как самостоятельное природное естественно историческое тело. Биогеоценотические функции почвы (экологические, физические, химические, информационные, целостные).

2.2. Морфологические признаки почв. Состав, свойства режимы почв (2 часа).

- Морфологические признаки почв: окраска, мощность, структура, сложение, влажность почвы, гранулометрический состав почвы, новообразования и включения. Общие физические свойства. Физико-механические свойства. Почвенная влага. Виды и категории почвенной влаги. Водные свойства почвы. Водный режим почвы. Почвенный воздух, его состав. Воздушные свойства и воздушный режим почв. Источники тепла. Тепловые свойства почвы. Тепловой режим. Мероприятия по регулированию водного, воздушного и теплового режимов почвы.

2.3. Рациональное использование почв (2 часа).

- Общее понятие деградации почв. Типы деградаций. Почвенная эрозия. Мероприятия по защите почв от эрозии. Химически загрязненные почвы. Рекультивация нарушенных земель. Компост. Приемы приготовления специальных почвенных смесей. Рациональные приемы земледелия.

Лабораторные работы:

- Приборы и оборудование для исследования почв. Почвенная проба. Подготовка почвенного образца для анализа (2 часа).

- Определение структуры почвенных агрегатов. Определение гранулометрического состава почв методом увлажнения и раскатывания (2 часа).

 

3. ОСНОВЫ ДЕНДРОЛОГИИ (18 часов).

Темы лекций:

3.1. Дендрология как наука, краткая история ее развития (2 часа).

- Ученые лесоводы и дендрологи России.  Интродукция, акклиматизация и натурализация древесных растений за пределами естественного ареала.

3.2. Основы биологии и экологии древесных растений (2 часа).

- Основные жизненные формы древесных растений, их классификация и характеристика.

3.3. Основы декоративной дендрологии (2 часа).

- Декоративные качества кроны (Форма кроны, плотность кроны, поверхность (фактура) кроны). Декоративные качества листьев (Форма листьев, величина листьев, лиственные породы, хвойные породы, фактура листьев, окраска листьев, осенняя окраска листьев, время распускания и опадания листьев, окраска листьев). Декоративные качества цветков (Форма цветков, время и продолжительность цветения). Декоративные качества плодов. Декоративные качества стволов деревьев и кустарников.

3.4. Систематика и характеристика семейств декоративных растений (6 часов).

- Отдел голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные растения.

3.5. Способы посадки и пересадки декоративных растений (2 часа).

- Стратегия посадки крупномеров и длинномеров.

3.6. Агротехнические приемы, усиливающие декоративность сада (2 часа).

- Техника обрезки и формирования деревьев и кустарников. Изучение иструментов, применяемых в декоративном садоводстве.

3.7. Розы и их выращивание (2 часа).

- Группы роз. Выращивание оз. Использование роз в ландшафтном дизайне.

Лабораторные работы:

- Основные принципы определения растений (2 часа).

- Идентификация побегов древесных растений (2 часа).

 

4. ЦВЕТОВОДСТВО (24 часа).

Темы лекций:

4.1. История развития цветоводства (2 часа).

- Краткий обзор развития цветоводства. Классификация цветочных культур открытого и защищенного грунта. Классификация однолетних, двулетних и многолетних цветочных культур открытого грунта. Классификация вечнозеленых и промышленно-длительных цветочных культур.

4.2. Экологические факторы развития цветочных культур. Особенности размножения цветочных культур (2 часа).

- Тепло и его значение для цветочных культур, вода и ее значение для цветочных культур, свет и его значение для цветочных культур, воздушная среда и ее значение для цветочных культур. Луковичные растения, их размножение и высаживание.

4.3. Декоративные травянистые растения, применемые в ландшафтном дизайне (6 часов).

- Систематика и характеристика семейств декоративных травянистых растений.

4.4. Цветники (2 часа).

- Сеяные цветники. Современные устойчивые цветники в природном стиле.

4.5. Типы цветников и их использование в дизайне (2 часа).

- Чистые и комбинаторные посадки. Примеры матричных и блочных посадок с использованием современного ассортимента травянистых многолетников.

4.6. Газоны, их устройство (2 часа).

- Типы газонов и их особенности. Создание и устройство. Уход.

Лабораторные работы:

- Идентификация травянистых растений, применемых в ландшафтном дизайне (4 часа).

 

5. ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ (12 часов).

Темы лекций:

5.1. Защита растений как наука. Предмет, задачи и методы защиты растений (2 часа).

- Понятие о болезнях и принципах классификации болезней растений. Карантин растений.

5.2. Вредители цветочных растений, деревьев и кустарников, используемых в ландшафтном дизайне (2 часа).

- Насекомые – вредители. Методы борьбы с ними. Специализированные вредители. Методы защиты.

5.3. Болезни цветочных растений, деревьев и кустарников, используемых в ландшафтном дизайне (2 часа).

- Понятие о болезнях и принципах классификации болезней растений. Неинфекционные болезни, Инфекционные болезни. Методы защиты.

Лабораторные задания:

- Составление комплекса мероприятий по защите растений от вредителей и болезней (2 часа).

- Ознакомление с типами поражений растений инфекционными и неинфекционными болезнями. Определение фитопатогенных грибов, характерных для представителей отдельных классов, отдельные формы спороношения в цикле развития грибов разных классов (2 часа).

 

6. ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ (20 часов).

Темы лекций:

6.1. Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного искусства (2 часа).

- Рельеф. Водные устройства. Растительность.

6.2. Средства ландшафтной композиции (4 часа).

- Пространственные формы, их свойства и соотношения. Цвет. Освещенность. Перспектива – линейная и воздушная. Пропорциональность и масштабность. Симметрия и асимметрия. Контраст и нюанс. Время и звук.

6.3. Композиция малого сада (4 часа).

- Организация пространства сада. Формообразование в саду. Особенности реконструкции старого сада.

6.4. Визуальня экология (2 часа).

- Стилистика частного сада. Образы садов Воронежской области.

Лабораторные задания:

- Проектирование ветника на шаблоне (план М 1:10, вид) (2 часа).

- Разработка композиции из хвойных растений в заданных почвенно-экологических условиях на шаблоне (план 1:20, вид) (2 часа).

 

7. ЛАНДШАФТНАЯ И АРХИТЕКТУРНО-ПАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКОВ (24 часа).

Темы лекций:

7.1. Исходные данные для проектирования (2 часа).

- Изучение участка. Съемка участка и вычерчивание плана. Условные обозначения.

7.2. Основы планировки. Зонирование. Работа над планом (2 часа).

- Функциональные зоны. Элементы оформления сада.

7.3. Деталировка, обоудование участка (4 часа).

- Поэтапное освоение участка. Строительные материалы.  Подпорные стенки,   лестницы, заборы, дорожки, мощение, бордюры.

7.4. Проектирование зеленых насаждений (4 часа).

- Объемно-пространственные характеристики растений. Группы из деревьев и кустарников. Живые изгороди. Редколесье. Солитеры. Фитопластика.

Лабораторные задания:

- Построение диаграммы функционального зонирования сада на шаблоне участка (план M 1:100) (2 часа).

- Описание концепции сада с помощью коллажа (2 часа).

- Разработка дендро-плана и схемы сезонного цветения на шаблоне участка (план М 1:100) (2 часа).

- Составление пояснительной записки к проекту сада (описание пространства, цветовой концепции, перечисление основных элементов, особенности эксплуатации) (2 часа).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Форма аттестации - защита проекта.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса в форме выполнения тестовых заданий, контрольных, самостоятельных и лабораторных работ. В качестве оценочных средств контроля знаний применяются контрольные вопросы, контрольные работы, тесты.
Кейс «Идентификация побегов древесных растений»
Кейс «Ассортимент декоративных растений»
Тест «Признаки исторических стилей»
Презентация «Стилистика сада»
Кейс «Разработка зонирования участка»
Кейс «Разработка концепции сада»
Кейс «Подбор растений для сада с учетом экологии участка»
Презентация дизайн проекта.

По завершению обучающимся выдается свидетельство по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Ландшафтный дизайн и основы проектирования».