НОВОСТИ

10.12.2020
Сотрудники кафедры биофизики и биотехнологии ВГУ разработали средство, ускоряющее заживление ран.

Сотрудники и аспиранты кафедры биофизики и биотехнологии Воронежского государственного университета – Марина Холявка, Светлана Панкова, Виктория Королева, Валерий Артюхов, совместно с исследователями из Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета и учёными Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета разработали средство на основе растительного фермента фицина, которое ускоряет заживление ран и повышает эффективность антимикробных препаратов и опубликовали очередную статью в авторитетном высокорейтинговом журнале International Journal of Biological Macromolecules. В рейтинге наукометрической базы данных Web of Science данный журнал входит в самую престижную категорию периодических изданий – Q1 (импакт-фактор 5,162).

Авторы выяснили, что фицин, протеиназа из сока инжирного дерева, способен разрушать матрикс биопленок стафилококка, поэтому комбинация фицина с антимикробными препаратами будет повышать их эффективность.

Ферменты – вещества белковой природы, поэтому они неустойчивы при хранении, а также чувствительны к тепловому воздействию; чтобы устранить эти вопросы, исследователи решили закрепить фермент на нерастворимом природном полимере – хитозане, преимущества которого, по сравнению со многими другими природными полимерами, состоят в его биологической совместимости и антимикробной, противогрибковой, обезболивающей активностях. В перспективе хитозан можно использовать в качестве носителя для иммобилизации других ферментов, применяющихся в биомедицине.

Помимо различных факторов, влияющих на заживление ран, существуют убедительные доказательства того, что бактериальные биопленки, образующиеся на поверхностях раны, оказывают вредное воздействие на клетки кожи, что, в конечном итоге, приводит к образованию хронических незаживающих ран, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом.

В биопленках бактериальные клетки встроены в самопродуцируемую матрицу, состоящую из полисахаридов, ДНК и белков, что делает их чрезвычайно устойчивыми как к лечению медикаментами, так и к иммунной системе хозяина. Фицин разрушает белковый компонент матрикса биопленки, что, в свою очередь, повышает эффективность антибактериальной терапии.